Пояснительная записка
Настоящей пояснительной записке приведено описание здорового образа жизни воспитанников интернатных учреждений. Помочь учащимся реализовать свой творческий потенциал в самостоятельной учебной деятельности.
1.Цель проекта – актуализировать тему здорового образа жизни.
1.1.Глобальная – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
1.2.Дидактическая – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья;
1.3.Методическая – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний.
2.Задачи проекта:
2.1.Выявление знаний по теме «Здоровый образ жизни»;
2.2.Развитие творческих, а так же коммуникативных навыков учащихся;
2.3.Формировать факторы, которые укрепляют и разрушают здоровье учащихся;
Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но мы остановимся на определении, которое дано Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.
В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьников. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Анализируя физическое и психическое здоровье воспитанников, поступающих в нашу школу, можно отметить увеличение количества детей с разнообразными нарушениями зрения, осанки, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическими нарушениями. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию у них привычки здорового образа жизни.
Дети с недостатками в интеллектуальном развитии в силу особенностей психофизического состояния ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. Наиболее приоритетный канал формирования привычек здорового образа жизни для них – педагогический. Он ориентирован на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентированную и деятельностную, чтобы в итоге сформировать у учащихся ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.
В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения своего здоровья. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил здорового образа в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для умственно отсталых школьников, имеющих недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сфорсированности в его сознании этого понятия.
В младшем школьном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
В. В. Колбанов (1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок с нарушением интеллекта не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому школа должна стать для такого ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Здоровый образ жизни - то реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- оптимальный двигательный режим;
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- закаливание организма;
- положительные эмоции.
- Формирование понятия "не вреди себе сам"
Как уже было сказано, именно педагог должен способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Охрана здоровья и физическое развитие:
- Развитие привычки к здоровому образу жизни
- Тренировка силы воли, физическое совершенствование;
- Прививать культурно-гигиенические правила;
- Ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
Оздоровительные мероприятия:
- Физминутки
- Динамические паузы
- Утренняя зарядка
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- ЛФК
Воспитание культуры поведения:
- Гигиена тела;
- Культура питания;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
- Физкультурные досуги и развлечения
- Дни здоровья; турпоходы;
- Занятия в спортивных секциях;
- Обучение различным спортивным играм;
- Участие в соревнованиях;
Учебно-воспитательная работа:
В своей педагогической деятельности своим воспитанникам я активно пропагандирую здоровый образ жизни:
- Формирую здоровый образ жизни, заботу о физическом здоровье каждого ученика.
- Прививаю навыки личной гигиены: практические занятия через проведение режимных моментов, о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
-Создаю психологический климат и комфортную среды в группе, педагогика сотрудничества.
- Провести коррекционно- оздоровительные мероприятия:
коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования, дни здоровья.
Система работы по формированию здорового образа жизни построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, учебных программ, использую следующую тематику теоретических и практических занятий.
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.
Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:
- обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;
- проведение физкультминуток, пауз с пассивным отдыхом;
- реализацию потребностей ребенка в движении;
- комфортность обучения; на занятиях присутствует доброжелательная обстановка
- учащиеся должны иметь возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, не бояться ошибок;
- эмоциональная напряженность снимается с помощью введения игровых технологий, оригинальных заданий, исторической справки, сообщения учащимся основных этапов и элементов данного урока;
- предлагаемые задания разбиваются учителем по уровням (ориентация на успех);
- разнообразие форм учебной деятельности снимает усталость от однотонности учебного труда школьника;
- обучение учащихся рациональной организации труда способствует здоровьесбережению.
Казалось бы, что в нашей школе все основные компоненты ЗОЖ соблюдаются, однако существуют и пробелы.
Большую часть времени наши воспитанники проводят в школе за партой (уроки, самоподготовка, коррекционно-развивающее занятие), из-за невозможности принять комфортную позу и из-за слабого разнообразия видов учебной деятельности, у учащихся появляется дискомфорт в беспокоящих ребёнка частях тела – в спине, ногах, в области затылка. Для успешного усвоения учебного материала ребёнку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
С целью снижения риска развития различных нарушений, повышения работоспособности учеников, необходим специальный двигательный режим, который включал бы:
- организованный активный отдых на перемене;
- спортивный час на свежем воздухе;
- проведение полуторачасовых прогулок с подвижными играми или спортивными соревнованиями.
Исследования показали, что проведение спортивных часов на свежем воздухе позволяет повысить умственную работоспособность, компенсировать до 40% биологическую потребность детей в движении. Кроме двигательного режима необходимо включить динамические паузы, офтальмологические физминутки для глаз, которые включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.
Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 3 - 5 минут любого занятия идет привыкание к педагогу и теме. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и еще больше снижается интерес к происходящему в группе.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков в нашей школе проводятся занятия, дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Социально-психологической службой ежегодно проводится профилактическая неделя против табакокурения, алкоголизма и наркомании, с привлечением медицинских работников.
А также в школе в течение всего учебного года, а также в летний период проводятся дни здоровья, турпоходы.
Работа с родителями. Рекомендации.
Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. В здоровье сберегающей школе родители, как участники образовательного процесса решают разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровье сбережения.
Задачи родителей:
1) создание необходимых условий для занятий ребенка;
2) создание условий для оздоровления ребенка;
3) формирование морали, социальных установок;
4) формирование мотивации;
5) передача культурной традиции;
6) взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
7) влияние на психологические внутри школьные факторы.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой, с миром, будет действительно здоров.
Мы – за здоровый образ жизни!
|